« Здоровьесберегающие приемы на уроках музыки»
Одной из
серьезных проблем в современном обществе является проблема здоровья людей, как
взрослых, так и детей. В ряде нормативно - правовых документов, психолого-педагогической
литературе, касающейся роли родителей и педагогов прописаны вопросы
формирования у подрастающего поколения мотивации к сохранению здоровья и
навыков здорового образа жизни. Это, например:
¨
Декларация прав ребенка, международный документ,
в котором родители призываются к соблюдению прав детей на образование,
физическое, умственное, нравственное и духовное развитие.
¨
Семейный кодекс РФ (ст.63) – в нем говорится о
правах и обязанностях родителей, подчеркивается ответственность за воспитание и
здоровье (духовное, нравственное, психическое и физическое)
Согласно
исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. За 10 лет
уровень первичной заболеваемости увеличился в 1,3 раза, уровень заболеваний
костно-мышечной системы в 11 раз, болезней органов пищеварения в 4 раза,
нервной системы в 1,4 раза. Такое положение с ухудшением здоровья в России
требует новых подходов и в образовании. Среди основных целей модернизации
образования, которые прописаны в « Концепции модернизации российского
образования до 2010 года» отмечается
вопрос и о сохранении здоровья обучаемых. В приложении к письму Минобразования
России от 26.08.02 года за подписью зам. министра Е. Е. Чепурных также отмечают
необходимость организации работы по формированию ценностей здоровья и здорового
образа жизни.
Поэтому один из акцентов в концепции школы
ставится на формирование валеологической культуры.
Чрезвычайно
актуально в данной ситуации формирование у учащихся на уроках музыки духовной
культуры, воспитание грамотного, высокообразованного, творчески активного
человека (что подразумевает и физически здорового). Поэтому, с целью сохранения
здоровья, необходимо использовать на уроках музыки оздоровительную гимнастику
А. Н. Стрельниковой и фонопедические упражнения В. В. Емельянова.
При
разработке уроков музыки необходимо за основу брать здоровьесберегающие
технологии. Их цель – охрана и укрепление здоровья. Проблеме сбережения
здоровья детей способствуют следующие компоненты:
¨
частая смена видов деятельности и видов
преподавания;
¨
поэтапное изучение материала;
¨
эмоциональная разрядка на уроке;
¨
создание психологического комфорта;
¨
использование приемов, методов, устраняющих
перегрузку.
Основу
данного подхода составляет определение понятия «здоровье», данное в Уставе
Всемирной организации здравоохранения, согласно которому: «… здоровье – это
состояние полного физического, душевного (психического) и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В
рамках урока музыки основные положения здоровьесберегающих технологий
рассмотрены в трудах офтальмолога, доктора медицинских наук В. Ф. Базарного. По
мнению В. Ф. Базарного, в основе воспитания и образования должны стоять
здоровье, интеллект, духовность.
Кроме того, можно использовать «
Музыкальную психологию» В. И. Петрушина. Основное положение его трудов:
¨
включение музыкальной психотерапии, как
эффективного средства в борьбе против школьных неврозов, которые сегодня
поражают не только учащихся, но и учителей.
А также в основу занятий можно поставить
использование трудов А. Н. Стрельниковой, ее оздоровительную гимнастику -
«энергетическое колесо», которое основано на коротком дыхании.
Эти
упражнения выполняются в начале каждого урока, в начальной школе
систематически, с целью формирования у учащихся работоспособности, «включения в
урок», сосредоточенности, мотивации и что особенно важно – подготовки
артикуляционного аппарата к вокально - хоровой работе. Несмотря на то, что
упражнениям отводится на уроке минимум времени, они не просто учат дышать
правильно, глубоко при помощи диафрагмы, «певчески», но и укрепляют здоровье
учащихся. В систему упражнений положен принцип « вдоха» и «выдоха». Упражнения
видоизменяются по мере взросления учащихся, при переходе из класса в класс. Так
более старшим учащимся можно предложить в комплекс дыхательных упражнений
включить:
¨
движения рук («обнимаем себя»);
¨
ног (« шаги»);
¨
наклоны туловища (« насос»), т. е. добавляется и
координация движений. Если учащиеся 1-2 класса делают упражнения с учителем, то
учащиеся 3-4 класса могут выполнять их самостоятельно, один ученик
выбирается « за учителя ».
Общие
рекомендации ко всем упражнениям:
¨
делаем 12 раз, либо 8 раз;
¨
учитель делает упражнения вместе с учащимися,
счет показывает на пальцах, загибая пальцы;
¨
упражнения делаем все в одну сторону, как и в
песнях, когда работаем по «жесту» и добиваемся ансамбля.
Наиболее часто используются следующие
упражнения:
Упр. 1.«Вдох»
- коротко, глубоко носом, «как будто
нюхаем цветок». «Выдох» – открытым ртом, широко.
Упр. 2. Дышим
также, добавляем повороты головы в
стороны __ __ ;
Упр. 3. Дышим
также, добавляем наклоны головы в стороны
__ __ («делаем ушки»).
Упр. 4. Дышим
также, добавляем повороты головы вниз, вверх
Упр. 5. Дышим
также, добавляем наклоны только вниз, только вверх.
Адаптируя на уроках музыки дыхательные упражнения А. Н.
Стрельниковой и фонопедические
упражнения В. В. Емельянова можно увидеть как результат – улучшение здоровья
детей, снижение простудных заболеваний (насморка). Учащиеся становятся
внимательными, сосредоточенными, возрастает чувство ответственности в
коллективе. Дополнительным эффектом станет то, что дети будут более
дружелюбными. Все это способствует развитию гармонически развитой
личности. |