Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 04.05.2024, 13:52
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ № 1 г. Нерчинска Забайкальский край

Наши контакты
Наш адрес:673400 г. Нерчинск, Забайкальский край,улица Тетерина-Петрова,3 тел. 4-14-07 e-mail:planetanerchinsk@mail.ru
Администрация
Директор: Пахомова А.П.. Зам. директора по УР: Аскерова Е.В. Зам. директора по ВР: Терентьева Н.Ю. Завхоз:Бережная Т.К. Гл.бухгалтер: Некрасова В.А.
Меню сайта
Категории раздела
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

« Здоровьесберегающие приемы на уроках музыки»

« Здоровьесберегающие приемы на уроках музыки»

 

Одной из серьезных проблем в современном обществе является проблема здоровья людей, как взрослых, так и детей. В ряде нормативно - правовых документов, психолого-педагогической литературе, касающейся роли родителей и педагогов прописаны вопросы формирования у подрастающего поколения мотивации к сохранению здоровья и навыков здорового образа жизни. Это, например:

¨     Декларация прав ребенка, международный документ, в котором родители призываются к соблюдению прав детей на образование, физическое, умственное, нравственное и духовное развитие.

¨     Семейный кодекс РФ (ст.63) – в нем говорится о правах и обязанностях родителей, подчеркивается ответственность за воспитание и здоровье (духовное, нравственное, психическое и физическое)

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. За 10 лет уровень первичной заболеваемости увеличился в 1,3 раза, уровень заболеваний костно-мышечной системы в 11 раз, болезней органов пищеварения в 4 раза, нервной системы в 1,4 раза. Такое положение с ухудшением здоровья в России требует новых подходов и в образовании. Среди основных целей модернизации образования, которые прописаны в « Концепции модернизации российского образования до 2010 года»  отмечается вопрос и о сохранении здоровья обучаемых. В приложении к письму Минобразования России от 26.08.02 года за подписью зам. министра Е. Е. Чепурных также отмечают необходимость организации работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

       Поэтому один из акцентов в концепции школы ставится на формирование валеологической культуры.

Чрезвычайно актуально в данной ситуации формирование у учащихся на уроках музыки духовной культуры, воспитание грамотного, высокообразованного, творчески активного человека (что подразумевает и физически здорового). Поэтому, с целью сохранения здоровья, необходимо использовать на уроках музыки оздоровительную гимнастику А. Н. Стрельниковой и фонопедические упражнения В. В. Емельянова.

      При разработке уроков музыки необходимо за основу брать здоровьесберегающие технологии. Их цель – охрана и укрепление здоровья. Проблеме сбережения здоровья детей способствуют следующие компоненты:

¨     частая смена видов деятельности и видов преподавания;

¨     поэтапное изучение материала;

¨     эмоциональная разрядка на  уроке;

¨     создание психологического комфорта;

¨     использование приемов, методов, устраняющих перегрузку.

Основу данного подхода составляет определение понятия «здоровье», данное в Уставе Всемирной организации здравоохранения, согласно которому: «… здоровье – это состояние полного физического, душевного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

      В рамках урока музыки основные положения здоровьесберегающих технологий рассмотрены в трудах офтальмолога, доктора медицинских наук В. Ф. Базарного. По мнению В. Ф. Базарного, в основе воспитания и образования должны стоять здоровье, интеллект, духовность.

      Кроме того, можно использовать « Музыкальную психологию» В. И. Петрушина. Основное положение его трудов:

¨     включение музыкальной психотерапии, как эффективного средства в борьбе против школьных неврозов, которые сегодня поражают не только учащихся, но и учителей.

       А также в основу занятий можно поставить использование трудов А. Н. Стрельниковой, ее оздоровительную гимнастику - «энергетическое колесо», которое основано на коротком дыхании.

      Эти упражнения выполняются в начале каждого урока, в начальной школе систематически, с целью формирования у учащихся работоспособности, «включения в урок», сосредоточенности, мотивации и что особенно важно – подготовки артикуляционного аппарата к вокально - хоровой работе. Несмотря на то, что упражнениям отводится на уроке минимум времени, они не просто учат дышать правильно, глубоко при помощи диафрагмы, «певчески», но и укрепляют здоровье учащихся. В систему упражнений положен принцип « вдоха» и «выдоха». Упражнения видоизменяются по мере взросления учащихся, при переходе из класса в класс. Так более старшим учащимся можно предложить в комплекс дыхательных упражнений включить:

¨     движения рук («обнимаем себя»);

¨     ног (« шаги»);

¨     наклоны туловища (« насос»), т. е. добавляется и координация движений. Если учащиеся 1-2 класса делают упражнения с учителем, то учащиеся 3-4 класса могут выполнять их самостоятельно, один ученик выбирается  « за учителя ».

      Общие рекомендации ко всем упражнениям:

¨     делаем 12 раз, либо 8 раз;

¨     учитель делает упражнения вместе с учащимися, счет показывает на пальцах, загибая пальцы;

¨     упражнения делаем все в одну сторону, как и в песнях, когда работаем по «жесту» и добиваемся ансамбля.

        Наиболее часто используются следующие упражнения:

Упр. 1.«Вдох» -  коротко, глубоко носом, «как будто нюхаем цветок». «Выдох» – открытым ртом, широко.

Упр. 2. Дышим также, добавляем повороты головы  в стороны   __   __  ;

Упр. 3. Дышим также, добавляем наклоны головы в стороны  __  __       («делаем ушки»).

Упр. 4. Дышим также, добавляем повороты головы вниз, вверх

Упр. 5. Дышим также, добавляем наклоны только вниз, только вверх.

  Адаптируя на уроках музыки дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой  и фонопедические упражнения В. В. Емельянова можно увидеть как результат – улучшение здоровья детей, снижение простудных заболеваний (насморка). Учащиеся становятся внимательными, сосредоточенными, возрастает чувство ответственности в коллективе. Дополнительным эффектом станет то, что дети будут более дружелюбными. Все это способствует развитию гармонически развитой личности.   

Категория: Мои статьи | Добавил: нерчанка (06.03.2013)
Просмотров: 720 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Госуслуги
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Независимая оценка
Запись в 1 класс
Навигатор ДО
Электронная приёмн
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:

Горячее питание
Проголосуй за наш сайт