Справка
Организация индивидуальной работы с обучающимися с ОВЗ в МБОУ СОШ №1 г. Нерчинска
С каждым годом увеличивается количество детей в школе, которые признаны детьми с ограниченными возможностями здоровья. На конец 2022- 2023 учебного года их количество составляет 52 человека. Для них в школе создана и постоянно пополняется адаптивная образовательная среда:
- технические средства обеспечения комфортного и эффективного доступа,
- коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации,
- психолого-педагогическое сопровождение,
- адаптированная образовательная программа, индивидуальный учебный план, адаптированные рабочие программы предметов и курсов;
- зоны для отдыха,
- постоянное взаимодействие с семьёй и др.
Учитель - основное действующее лицо, но один учитель в классе, в котором учится ребенок с ограниченными возможностями здоровья, не может создать необходимые условия для обучения и развития. Важнейшее условие - наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу. В нашей школе учителям- предметникам помогают педагог-психолог и соцпедагог.
Что делают учителя, когда в классе появляется учащийся с ОВЗ? Они принимают учеников с ОВЗ «как любых других детей в классе», включают их в одинаковые виды деятельности, хотя ставят разные задачи, вовлекают учащихся в коллективные формы обучения и групповое решение задач, используют игры, совместные проекты, конкурсы, викторины, смотры знаний и т.д.
Учителя при подготовке к урокам придерживаются особых требований, которые относятся к работе с детьми ОВЗ:
- Урок имеет четкую структуру, определенный алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму действий, дети становятся более организованными.
«Особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему). Детям предлагают карточки с понятиями предыдущего урока или карточка может содержать слова-подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям было проще дать определение понятию. Также педагоги используют задания такого характера: в одном столбике даются понятия, в другом - определения этих понятий (дети стрелочкой должны указать какому понятию соответствует то или иное определение). После этого выдают карточки с практическими примерами.
Первый вариант работы - «обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель в «доступном» варианте объясняет новую тему детям с ограниченными возможностями здоровья. При этом используются: наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой, карточкой, практическим действием); постепенный переход от одного действия или понятия к другому; постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а краткое и четкое, т.е. речевая информация усваивается в малом объеме. Далее идет закрепление материала. Один или два ребенка выполняют задание перед всем классом. Учитель активно помогает. Потом «особенные» дети выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а в это время учитель проверяет задания, выполняемые «обычными» детьми.
Второй вариант - учитель приступает к объяснению новой темы для всех учащихся. При этом для общего объяснения выбирает только простые темы, как по своему объему, так и по содержанию материала. Также не забывает про использование алгоритма и наглядности. Далее предлагает сильным ученикам выполнить индивидуальные задания самостоятельно, а в это время еще раз объясняет более слабым ученикам содержание новой темы, и только потом предлагает им самостоятельные задания и переключается на проверку заданий, выполняемых сильными учениками. |