Положение о службе психолого-педагогического сопровождения (новая редакция)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует организационно-методическую основу деятельности службы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса МБОУ СОШ №1 г. Нерчинска 1.2. Субъектами деятельности службы психолого-педагогического сопровождения являются:
• дети и подростки различных категорий, обучающиеся в МБОУ СОШ № 1 г. Нерчинска;
• родители (законные представители) обучающихся;
• педагоги и администрация МБОУ СОШ № 1 г. Нерчинска.
1.3. Деятельность специалистов службы психолого-педагогического сопровождения осуществляется на основании международных актов в области защиты прав детей: Конвенции ООН о правах ребенка, Декларации ООН о правах инвалидов, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Законами РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами и инструкциями Министерства образования и науки РФ, этическими кодексами психолога. Деятельность специалистов службы психолого-педагогического сопровождения осуществляется в соответствии с настоящим Положением.
Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения осуществляют свою деятельность на основании запросов субъектов образовательного процесса. Родители (законные представители) должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в МБОУ СОШ № 1 г. Нерчинска. Психолого-педагогическое сопровождение проводится для обучающихся на основании заявления или согласия родителей (законных представителей) в письменной форме.
1.4. Взаимодействие участников службы психолого-педагогического сопровождения осуществляется на основе комплексного подхода к решению потенциальных или актуальных проблем обучающихся и воспитанников, что предполагает тесное взаимодействие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, их взаимопонимание, взаимодополнение и высокую профессиональную компетентность каждого специалиста. Распределение обязанностей среди специалистов позволяет соблюдать нормы предельно допустимой учебной и трудовой нагрузки.
1.5. Этические принципы работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения 1.5.1. Принцип конфиденциальности:
• лица, принимающие участие в психолого-педагогических мероприятиях, должны делать это сознательно и добровольно, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам;
• информация, полученная в процессе психолого-педагогических мероприятий, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости предоставления ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов и прав участников психолого-педагогических мероприятий;
• отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию лиц, принимавших участие в психолого-педагогических мероприятиях.
1.5.2. Принцип компетентности:
• специалисты психолого-педагогического сопровождения должны четко определять границы собственной компетентности, т.е. не ставить перед собой задачи, невыполнимые с точки зрения современной психологической, педагогической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;
• применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы.
1.5.3. Принцип ответственности:
Специалисты психолого-педагогического сопровождения несут ответственность:
• за обоснованность психологического заключения по результатам диагностики, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;
• за правильность оформления протоколов и сохранность документации.
• в решении всех вопросов исходить из интересов обучающихся;
• за постоянное повышение своей профессиональной квалификации.
1.6. Непосредственное руководство деятельностью службы психолого-педагогического сопровождения осуществляет ее руководитель, назначенный приказом директора школы.
2. Цели и задачи службы психолого-педагогического сопровождения
2.1. Целью деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в МБОУ СОШ № 1 г. Нерчинска является обеспечение защиты интересов личности в сфере образования, психолого-педагогическая поддержка обучающихся на всех этапах возрастного развития, сохранение и укрепление здоровья, повышение адаптационных возможностей обучающихся и психологической культуры всех субъектов образовательного процесса на протяжении всего периода воспитания и обучения.
2.2. Деятельность службы психолого-педагогического сопровождения направлена на решение задач обеспечения безопасности, психологического благополучия и развивающего характера образовательной среды.
К основным задачам службы психолого-педагогического сопровождения относятся:
• защита прав и интересов личности обучающихся;
• квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем развития, обучения и воспитания;
• прогнозирование образовательных перспектив и предупреждение образовательных рисков обучающихся;
• помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
• оказание своевременной адресной психологической помощи обучающимся и воспитанникам, оказавшимся в трудной жизненной или экстремальной ситуации, пережившим психологическую травму, находящимся в кризисном состоянии;
• психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ;
• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов; консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей;
• содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата школы;
• психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам обучающихся;
• профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей.
3. Структура службы психолого-педагогического сопровождения
3.1. Служба психолого-педагогического сопровождения создается приказом директора школы.
3.2. Руководитель службы психолого-педагогического сопровождения назначается и освобождается от должности приказом директора школы.
3.3. В состав службы психолого-педагогического сопровождения могут быть включены следующие специалисты: заместитель директора по УВР, педагог-психолог, медицинский работник и другие специалисты, по усмотрению администрации МБОУ СОШ № 1 г. Нерчинска. Все специалисты должны иметь соответствующую квалификацию.
3.4. В целях повышения качества взаимодействия специалисты службы психолого-педагогического сопровождения имеют равные права доступа к общей рабочей документации, если при этом гарантируется соблюдение принципа обязательной конфиденциальности данных.
3.5. В случае если имеющиеся данные в любой степени могут нанести вред какому-либо субъекту образовательного процесса, специалисты службы психолого-педагогического сопровождения гарантируют, либо их кодификацию (сокрытие имен, заключений, рекомендаций под кодовыми обозначениями), либо ограничение доступа к ним, либо уничтожение этих данных.
4. Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения
4.1. Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения организуют свою деятельность в соответствии с должностными инструкциями и принципами, перечисленными в п. 1.5. данного Положения.
4.2. Основными направлениями деятельности руководителя службы психолого-педагогического сопровождения являются:
• организация перспективного и текущего планирования деятельности службы психолого-педагогического сопровождения;
• обеспечение выполнения требований нормативно-правовых актов к содержанию и результатам сопровождения участников образовательного процесса.
• координация работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения по выполнению годового, текущего плана деятельности; организация и совершенствование методического обеспечения процесса сопровождения;
• осуществление контроля за качеством и эффективностью оказываемой участникам образовательного процесса психолого-педагогической помощи;
• проведение проблемного анализа деятельности службы психолого-педагогического сопровождения; • предоставление отчета о работе службы психолого-педагогического сопровождения директору МБОУ СОШ № 1 г. Нерчинска.
4.3. Служба психолого-педагогического сопровождения работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты семьи и детства, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими помощь образовательным учреждениям в воспитании и развитии обучающихся.
5. Основные направления деятельности службы психолого-педагогического сопровождения
5.1. Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС начального, основного, среднего общего образования, образовательных программ.
5.2. Социально-педагогическая и психологическая профилактика возможных неблагополучий в детско-подростковой среде в условиях образовательного процесса; предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни.
5.3. Комплексное, всестороннее изучение личности ребенка, его когнитивной и эмоционально-волевой сфер. Определение психологических особенностей детей, их потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
5.4. Разработка коррекционно-развивающих занятий и проведение коррекционно-развивающей работы, направленной на активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня умственного и речевого развития, нормализацию, стабилизацию учебной деятельности, коррекцию недостатков познавательной сферы, эмоционально-личностного развития, снижение уровня тревожности, преодоление проблем в поведении.
5.5. Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей (лиц их заменяющих).
5.6. Консультирование педагогов и администрации по вопросам соответствия используемых педагогических приемов, технологий и методик возрастным, индивидуальным возможностям обучающихся (воспитанников).
5.7. Осуществление защиты личности обучающихся от деструктивного воспитательного или психологического влияния.
5.8. Разработка индивидуальных маршрутов развития детей (в случае необходимости) и осуществление контроля реализации образовательных маршрутов и их коррекция (в случае необходимости).
5.9. Организационно-методическая деятельность службы психолого-педагогического сопровождения: • анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию;
• участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях, консилиумах по проблемам развития, обучения, воспитания и социализации;
• участие в разработке и реализации образовательных программ.
6. Права и обязанности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения
6.1. При организации психолого-педагогического сопровождения и оказании психологической помощи специалисты психолого-педагогического сопровождения независимы в своих решениях и выборе стратегий, руководствуются правами обучающихся, профессиональным долгом, нормативно-правовыми актами в области образования и защиты прав детей.
6.2. В своей профессиональной деятельности специалисты психолого-педагогического сопровождения имеют право:
- самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом запросов участников образовательного процесса и возможностей образовательной организации;
- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с субъектами образовательного процесса, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ;
- отказываться от выполнения возложенных на них обязанностей при отсутствии необходимых условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
- обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах обучающихся.
7. Документация службы психолого-педагогического сопровождения:
• план работы службы психолого-педагогического сопровождения на учебный год;
• графики работы специалистов;
• список детей, нуждающихся в сопровождении;
• речевые карты; психолого-педагогические характеристики (по запросу родителей (законных представителей) для предоставления в медицинские организации и ПМПК);
• аналитический отчет.
8. Делопроизводство
8.1. Служба психолого-педагогического сопровождения ведет протоколы своих заседаний.
8.2. Протоколы хранятся в составе отдельного дела в канцелярии школы
8.3. Ответственность за делопроизводство службы психолого-педагогического сопровождения возлагается на ее руководителя |