Анализ результатов диагностики готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ
Выбор данной методики обусловлен тем, что предлагаемая диагностика позволяет определить уровень компоненты готовности педагога к работе с детьми с ОВЗ.
Высокий уровень готовности - отмечается у 5 педагогов, что составляет 17,8 % от всего количества испытуемых. У данной категории педагогов имеются необходимые знания для организации инклюзивного образования, а также знания об индивидуальных особенностях и образовательных потребностях детей с ОВЗ. Педагоги с высоким уровнем готовности принимают ценности инклюзивного образования, имеют положительное отношение как с самим детям с ОВЗ, так и к необходимости организации инклюзивного образования. Данные педагоги умеют отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, владеют педагогическими технологиями для обеспечения условий организации инклюзивного образования. Педагоги готовы к сотрудничеству и взаимодействию со всеми участниками образовательных отношений.
Средний уровень готовности - отмечается у 67,8 % педагогов. 19 респондентов имеют ограниченные знания в области инклюзивного образования, недостаточно знаний о формах и методах работы с детьми с нарушениями в развитии. Педагоги психологически не готовы к работе с детьми с ОВЗ, так как недостаточно уверены в своих умениях и навыках по организации совместного образования детей возрастной нормы и детей с ОВЗ, хотя готовы к освоению новых педагогических технологий для обеспечения условий организации инклюзивного образования.
14,4 % с низким уровнем готовности - 4 педагога не готовы к работе с обучающимися с ОВЗ ни психологически, ни профессионально. У педагогов наблюдается сопротивление при реализации инклюзивного образования. Они не разделяют ценности инклюзивного образования. Не готовы обеспечить необходимые условия для организации обучения детей с ОВЗ. У них нет желания осваивать новые формы и методы работы, проявлять гибкость, использовать в учебном процессе индивидуальный и дифференцированный подходы, участвовать в создании специальных условий образования для обучающихся с ОВЗ.
Анализ полученных результатов показал: приведенные данные говорят о готовности педагогического коллектива к работе в новых условиях инклюзивного образования. Качественный анализ показывает, что у коллектива педагогов выявлен средний уровень готовности. Данный уровень характеризуется потребностью педагогов использовать современные психолого-педагогические подходы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. При этом анализ данных опроса педагогов показывает, что им не хватает знаний и умений для работы в условиях инклюзивного образования.
Готовность педагогов к реализации инклюзивной практики складывается поэтапно: сначала должна сформироваться информационная готовность, затем психологическая готовность, а потом уже профессиональная.
В результате исследования были получены следующие показатели выраженности каждого типа готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Средние значения по показателям информационной, психологической и профессиональной готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ представлены в таблице.
Готовность педагогов к работе
|
Среднее значение
|
информационная
|
18,7
|
психологическая
|
15,3
|
профессиональная
|
13,5
|
готовность педагогов к работе
|
47,5
|
|